Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1 1 голос
7
1 км

Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1
7
1 км
Декоративное изображение

Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1
7
1 км
Декоративное изображение

Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1
7
1 км
Декоративное изображение

Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1
7
1 км
Декоративное изображение

Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1
7
1 км
Декоративное изображение

Славные уроки прошлого: адмирал-губернатор Лазарев

1
7
1 км
Декоративное изображение

Описание маршрута

Вступление

 
Дорогие друзья, в истории города Севастополя есть несколько легендарных личностей, деяния которых явились для города знаковыми: Григорий Александрович Потемкин, Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов. Среди них особое место занимает Михаил Петрович Лазарев.


«Лазаревская эпоха» - так историки выделяют время его работы на посту главного командира Черноморского флота и военного губернатора городов Николаева и Севастополя. С 1832 по 1851 годы адмирал Лазарев стал подлинным преобразователем города Севастополя и Черноморского флота. Даже краткое перечисление основных результатов его деятельности в городе поражает многогранностью и масштабом. Постараемся в рамках нашей экскурсии рассказать вам об этом! 

Начнем наш путь с площади Лазарева от бюста Михаилу Петровичу.

Михаил Петрович получил назначение на должность начальника штаба в 1832 году в возрасте 43 лет, а через год стал главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева и Севастополя. За его плечами была служба на Балтийском флоте, плавание на иностранных судах, заход в крупные города мира и участие в трех кругосветных походах, среди которых поход на шлюпке «Восток» в 1820 году, во время которого была открыта Антарктида.


Представьте, что за 50 лет с момента создания Севастополь вырос, сформировался как военно-морской порт и крепость, сложилась система городского устройства. На Корабельной стороне обосновалось новое адмиралтейство, флотские экипажи, ремонт и обслуживание кораблей. 


В центральной части расположились жилые кварталы. Вокруг центрального городского кольца, огибая его, проходили две главных улицы: Морская и Екатерининская. Здесь проживали состоятельные люди, офицеры, купцы, чиновники. На холме селились люди с малым достатком. Их дома большей частью представляли собой лачуги и полуземлянки. Планировка здесь отсутствовала, кривые узкие улочки были пыльными, а после дождей - грязными от раскисшего грунта. Жильцы были шумными и беспокойными. Городской холм в то время называли Холмом Беззакония.


Михаил Петрович решил положить конец этому беспределу. По его инициативе военный инженер и архитектор Джон Уптон разработал план обустройства территории холма. Этот план стал главной частью генерального плана развития города. Он предусматривал полный снос старых зданий и новую застройку с четким планированием улиц. 

Уптон использовал гипподамову систему расположения улиц: две основные продольные улицы пересекали холм с севера на юг (сегодня они носят названия Советская и Суворова), их пересекают под прямым углом поперечные улицы, ориентированные с запада на восток.

Работы по обустройству Городского холма проводились в 40-ые годы 19-ого века. Планировка холма сохранилась до наших дней.

 
Стоит обратить внимание на поперечные улицы. На холме их четыре, сегодня они носят названия: ул. Марата, Павличенко, Сергеева-Ценского и Алексиса. Это особые улочки, так как более чем наполовину состоят из лестниц. Они начинаются у подножия Городского холма, сбираются ступенями лестниц на его вершину и довольно быстро снова спускаются лестницами на противоположную сторону холма. Этот прием обустройства позволяет быстро перейти с улицы Большая Морская на улицу Ленина.


На Городском холме можно встретить самые старые постройки города, которые чудом пережили две обороны, среди них дом Волохова и так называемая Башня ветров.

Наш путь на Городской холм лежит по улице Воронина до самой большой лестницы города, которая называется Синопский спуск. На верхней площадке лестницы имеется смотровая площадка, откуда можно рассмотреть Севастопольскую бухту.

 

1. Смотровая на Севастопольский рейд и Казематированные батареи

 
Высота Городского холма над уровнем моря - 60 метров С видовой площадки взору открывается вход в Севастопольскую бухту. Это лучшая бухта на побережье Черного моря. Незамерзающая глубоководная бухта идеальное место для размещения флота. С запада на восток бухта врезается в берег на 8 километров. Перпендикулярно основному руслу бухты имеется несколько меньших бухт, берега которых укрыты скалистыми высокими склонами.

 
Для защиты бухты со стороны моря на входе, по ее берегам, в первые годы существования города были построены земляные и каменно-земляные батареи. При Лазареве пять главных батарей были одеты в каменный панцирь и получили свои имена: Николаевская, Михайловская, Константиновская, Александровская и Павловская. Это были очень мощные казематированные двух- и трехъярусные батареи с толщиной стен до 2 метров. 

До наших дней сохранились две из них, те что расположены на Северной стороне бухты. Южные батареи были взорваны во время Крымской войны.



2. Владимирский собор-усыпальница адмиралов

 
Всё началось в 1825 году, когда адмирал Самуил Карлович Грейг обратился в Морское министерство с ходатайством о строительстве в Севастополе храма в Херсонесе на месте крещения князя Владимира в 988 году.


Проект храма-памятника представлял собой пятикупольный собор. Автор проекта - архитектор Тон. Строить Собор предполагалось на частные пожертвования, но сбор средств затянулся на долгие годы.

В 1842 году адмирал Лазарев ходатайствует перед императором Николаем I о переносе места строительства храма с городища Херсонеса на центральный городской холм. Разрешение было получено. Лазарев лично занимается заказами в Италию мраморных изделий, икон и убранства для будущего храма.


Через 6 лет начались работы по расчистке местности, уборке вырытого грунта. На эти работы привлекались команды от черноморских экипажей. Работы продвигались медленно.

После смерти в 1851 году Михаил Петрович Лазарев был похоронен в специально сделанном склепе на месте будущего храма. К началу Первой обороны города был сооружен фундамент и стены на высоту до полутора метров. Крымская война надолго прервала строительство. В 1858 году было принято решение о возобновлении работ. Первоначальный проект был изменен архитектором Авдеевым. По новому проекту собор стал однокупольным, но с сохранением элементов русско-византийского стиля в архитектуре.


Строительство собора было завершено в 1888 году. Высота собора с крестом над уровнем земли – 32 с половиной метра, ширина - около 20, длина с папертью и алтарем — 29 метров.


Нижний храм - склеп-усыпальница, место захоронения выдающихся флотоводцев-адмиралов. В центре нижнего зала установлен черный мраморный крест с именами четырех легендарных адмиралов – Михаила Лазарева, Владимира Корнилов, Павла Нахимова, Владимира Истомина. В центре перекрестия – лавровый венок из золоченой бронзы и слово «НИКА».


Храм стоит на улице Марата. Это первая поперечная улица – лестница Центрального городского холма.
С восточной стороны от собора проходит улица Фрунзе, на которой сохранилось необычное сооружение без дверей, построенное в античном стиле – это Башня ветров.



3. Башня ветров. Морская библиотека им. Лазарева

 
Михаил Петрович Лазарев большое внимание уделял не только военной выучке служащих флота, но и прилагал все усилия по повышению образования и воспитания матросов, мичманов и офицеров флота. В 1822 году в городе была основана Морская библиотека. В годы градоначальства Лазарева библиотека обзавелась новым зданием и существенно пополнила свой книжный фонд. Ее стали называть «копеечной библиотекой», потому что существовал указ об обязательном отчислении с каждого рубля жалования офицеров по 1 копейке на нужды пополнения библиотечного фонда.


Перед Крымской войной библиотека располагалась на Городском холме на месте современного дома по улице Фрунзе.


Строительство здания для библиотеки началось в 1837 году по проекту архитектора Джона Уптона и завершилось через семь лет, но просуществовав всего 8 месяцев, здание сильно пострадало при пожаре. Сгорело 400 томов книг и часть мебели.


Через пять лет по проекту Александра Брюллова на прежнем месте было построено новое здание библиотеки. План был немного изменен. Новое здание было выдержано в строгом классическом стиле, украшено множеством мраморных деталей: лестницей со сфинксами по сторонам, дорическими колоннами, портиком с шестью статуями, барельефами с сюжетами из истории мореплавания и русского флота.


Внутреннее убранство библиотеки было богатым и изящным: паркетные полы, мраморные лестницы с бронзовыми поручнями, камин, мебель красного дерева с зеркальными стеклами. Залы украшались моделями судов, редкими английскими гравюрами, картами на стенах, шкафами с коллекциями минералов и окаменелостей, древних монет, камней, сосудов, чучел морских животных, херсонесскими мозаиками. Можно сказать, что это была "библиотека-музей".


Рядом с библиотекой построили вентиляционную башню для книгохранилища. Во время войны здание библиотеки было разрушено, а башня до сих пор стоит на городском холме перед нами. 

Она построена в античном стиле с восемью гранями, на которых в аллегоричной форме изображены барельефы восьми ветров:
Борей - север (мужчина в толстой мантии, дующий в изогнутую раковину),
Кайкий - северо-восток (мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами);
Афелий - восток (мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами);
Эвр - юго-восток (бородатый старик, плотно укутавшийся в мантию от стихии);
Нот - юг (мужчина, который опустошает сосуд, создавая ливень);
Липс - юго-запад (мальчик, толкающий корму корабля, обещая хороший ветер для мореплавания);
Зефир - запад (юноша, несущий и разбрасывающий цветы);
Скирон - северо-запад (бородатый мужчина с бронзовым горшком, полным горячей золы и углей).


До Первой мировой войны книжный фонд библиотеки составлял около 100 тыс. томов. По количеству книг это была третья библиотека в России. Пользоваться книгами могли морские офицеры за определенную плату, а также представители привилегированных сословий только по рекомендации морских офицеров. Сегодня морская библиотека расположена у подножья Центрального холма. Она носит имя Михаила Петровича Лазарева.


От Башни ветров наш путь лежит по восточному склону городского холма, мимо здания Штаба Черноморского флота к первому бульвару города.



4. Матросский бульвар

 
Расположен бульвар на северном склоне Городского холма. На входе на бульвар с южной стороны нас встречают мраморные львы, а за ними находится интересный памятник. Его открыли в конце XX века, к столетию изобретения Александром Степановичем Поповым радио. Здесь, в Севастополе, проводились первые натурные испытания радиосвязи между кораблями и побережьем, здесь были установлены рекорды по дальности передачи сигнала.


Бульвар заложен в 30-е годы XIX века. С него началось преобразование Городского холма. Первоначально он назывался Малым, потом Мичманским, а сегодня Матросским.

Бульвар вполне оправдывает свое первоначальное название - он действительно очень мал, состоит из одной аллеи.


B середине XIX века вход на бульвар со стороны Морской улицы (сегодня это проспект Нахимова) был обозначен большими красивыми воротами с чугунной решеткой по бокам. За воротами широкая каменная лестница вела на бульвар.

 Бульвар всегда был и остается любимым местом прогулок севастопольцев. В 2020 гуду он восстановлен, причем проект учитывал воссоздание элементов как XIX века, так и советского периода. На южный вход вернулись мраморные скульптуры львов, которые были утеряны безвозвратно, и фонтан с фигурой мальчика с корабликом. В северной части бульвара располагается первый памятник города Севастополя «Потомству в пример».

5. Первый памятник Севастополя


Первый памятник на севастопольской земле был сооружен в честь подвига моряков брига «Меркурий» и командира брига капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского.

Бриг «Меркурий» был построен в 1820 году в Севастопольском Адмиралтействе.

Во время русско-турецкой войны в мае 1829 года в крейсерском плавании находился отряд из 3 кораблей: фрегат «Штандарт» и бриги «Меркурий» и «Орфей. Повстречав у Босфора турецкую флотилию, быстроходные «Штандарт» и «Орфей» ушли вперед, а «Меркурий» отстал. Турецкие корабли: 110-пушечный «Селимия» и 74-пушечный «Реал-бей» настигли 18-пушечный бриг «Меркурий». Командир собрал всех офицеров на военный совет. По флотской традиции, первым выступил младший по чину поручик корпуса флотских штурманов Иван Прокофьев. Он предложил драться до последней возможности, а оставшемуся в живых офицеру, взорвать бриг, чтобы не сдавать его врагу.

Более четырех часов продолжался небывалый в истории морской бой. Бриг получил 22 пробоины и 297 различных повреждений. Благодаря умелому руководству боем, мужеству и мастерству русских моряков, бриг «Меркурий» вышел победителем. Даже противник был вынужден признать блистательную победу русских. Участник боя турецкий штурман с «Реал-боя» позже писал: «В продолжении сражения мы поняли, что капитан брига никогда не сдастся, и, если он потеряет надежду, то тогда взорвет свой бриг на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы».


Памятник был заложен в 1834 г. и открыт в 1839 году по проекту академика архитектуры Александра Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова.


На усеченной пирамиде из крымбальского известняка установлено чугунное античное судно. На подиуме в небольших нишах помещены горельефные изображения Казарского и античных богов — Ники, Нептуна и Меркурия.


Памятник исполнен в стиле классицизма и является одним из лучших произведений монументального искусства первой половины XIX века.

Покидая бульвар, проходим по широкой лестнице на проспект Нахимова, где за пешеходным переходом находится еще один бульвар города - Приморский. А мы выходим на площадь Нахимова. Эта площадь носит имя одного из учеников Михаила Петровича Лазарева – прославленного, талантливого адмирала. В центре площади - памятник адмиралу, а нам следует пойти к Графской пристани.


6. Графская пристань

Графская пристань. Первоначально это было деревянное сооружение с несколькими каменными ступенями. Сегодня ступени лестницы выполнены из полированного серого гранита с красной дорожкой посредине. В 1846 году пристань украсили белокаменной колоннадой и по проекту Джона Уптона она приняла современный вид. Два ряда белокаменных колонн, сверху портик с датой, по бокам в нишах статуи итальянского мастера Пелличио.

 
Существует легенда о причине появления колоннады. Раньше площадь на востоке заканчивалась ступенями пристани, а перед ними располагалась стоянка извозчиков. Однажды ночью пьяный извозчик не успел затормозить и его экипаж вместе с высокопоставленным пассажиром по ступеням съехал в Южную бухту. После этого случая, Император собственноручно подписал прошение адмирала Лазарева о возведении колоннады.

Нижние ступени лестницы охраняют мраморные львы. Они мирно улеглись на постаментах, готовые в любой момент спрыгнуть. Людское поверье гласит, что они могут исполнить самое заветное желание любого, кто погладит их лапу и положит в пасть свою ладонь. Если желание искреннее, то оно непременно исполнится.

Сегодня на пристани в день ВМФ принимает парад кораблей командующий Черноморским флотом. В остальное время по причалу пристани прогуливаются туристы, которые по старой доброй традиции опускают в щели между досок пирса серебряные и медные монеты. Это дань еще одного старого поверья, что, совершив этот ритуал, можно снова вернуться сюда в будущем. 

Это излюбленное место рыбаков и любителей свежей рыбки - севастопольских котов. Котов здесь очень много. Это особые коты: они точно знают расписание рыбаков и приходят к назначенному времени, четко к своему хозяину, строго соблюдая неписанные законы. У каждой кошачьей команды есть свой рыбак.

По ступеням лестницы прошло много знаменитостей. Через 4 года после ее возведения к пристани причалила шлюпка с основательницей города Екатериной Второй. Она вышла в сопровождении своей свиты и направилась к домику командующего флотом.
С пристани открывается вид на Севастопольский рейд и Корабельную сторону.


7. Адмиралтейство. Доковая бухта


Еще до вступления Лазарева в должность главного командира Черноморского флота предпринимались попытки разделить военную часть города и гражданскую. Для этого началась процедура переноса адмиралтейства на Корабельную сторону. Михаил Петрович ускорил этот процесс. Новое адмиралтейство расположилось на восточном берегу Южной бухты, на мысе, разделяющем Южную и Корабельную бухты. Сегодня этот мыс носит имя М.П. Лазарева. Здесь размещаются доки Севастопольского морского завода, который с 2014 года входит в корпорацию «Звезда». 

При строительстве доков и адмиралтейства, как и при выравнивании площадки под казармы, был выполнен большой объем работ по перемещению грунта. Вынутый грунт с этих объектов был использован для засыпки болота в верховьях Южной бухты. Так образовалась пересыпь, на которой сегодня располагаются вокзалы: авто и ж/д.

Заключение

 
Небольшая прогулка дала нам возможность познакомиться с наследием Лазаревской эпохи. Планировка городского холма сохранилась такой, как ее задумал архитектор Джон Уптон, а воплотили в 30-40 годы XIX века при активном участии в обустройстве холма адмирала Михаила Петровича Лазарева.

Примечателен один факт - при изъятии в городское пользование ветхих строений на Хребте Беззакония, была произведена выплата денежной компенсации владельцам хибарок и домишек. На этом настоял сам адмирал. Это был первый в России случай выплат компенсации владельцам за изъятые земли и строения в России.

А закончить наше путешествие хочется еще раз перечислением основных деяний адмирала Михаила Петровича Лазарева:
1. Укрепил обороноспособность города Севастополя, при нем построены 5 казиматированых батарей;
2. Вырастил плеяду адмиралов-защитников города в Крымской войне;
3. Построил водовод протяжённостью 18 км;
4. Построил комплекс казарм для матросов;
5. Обустроил Городской холм;
6. Построил здание Морской библиотеки;
7. Провел переоснащение флота – появились первые пароходо-фрегаты;
8. Украсил центральную площадь города колоннадой Графской пристани.

Это далеко не все, чем город обязан легендарному адмиралу. Сегодня его именем названа одна из центральных площадей центра города, с которой началась наша экскурсия.


Аудиогид

4 мин, 8.16 мб
  1. Аудиогид

Состав маршрута

Показать на карте
  • Природные объекты
    1. Аудиогид
  • 1
    Святыни и храмы
    1. Аудиогид
  • 2
    Архитектурный объект
    1. Аудиогид
  • 3
    Парк, сквер, бульвар
    1. Аудиогид
  • 4
    Памятник
    1. Аудиогид
  • 5
    Архитектурный объект
    1. Аудиогид
  • 6
    Архитектурный объект
    1. Аудиогид

Отзывы посетителей

1 1 голос
  • Отлично

    0
  • Хорошо

    0
  • Неплохо

    0
  • Плохо

    0
  • Ужасно

    1
  • Фото пользователя

    Шведова Светлана

    Симферополь

    Для пустопорожнего бюджетсберегательного времяпровождения для галочки, при отсутствии адекватной альтернативы реальной Живой Экскурсии пойдёт.