Описание маршрута
Маршрут «Форт Северный – форт Южный»
Состав маршрута: старт от форта Северный – форт Южный.
Тип маршрута: автомобильно-пешеходный, общественный транспорт.
Как добраться к старту маршрута: из центра города в Балаклаву можно доехать на автобусе №94, выходить на остановке «По требованию» (после «Оболонь»). От остановки подниматься вверх в гору. На автомобиле проложить маршрут из центра города в Балаклаву, в Балаклаве следовать по улице Новикова, затем по улице Крестовского и улице Б. Хмельницкого. Автомобиль можно оставить здесь: 44.496754, 33.609787.
Первые долговременные укрепления в окрестностях Балаклавы начали строить ещё в период Обороны Севастополя 1854–1855 годов. После Русско-японской войны, с учётом опыта сухопутной обороны морской крепости в Порт-Артуре, началось строительство бетонных укреплений на балаклавских высотах. Форты со временем получили условные наименования Южный и Северный.
Предлагаем совершить путешествие к данным объектам. Ведь они являются образцами фортификационного искусства и составляют неотъемлемую часть архитектурного наследия Балаклавы начала XX века.
1. Форт Северный
Для прикрытия южной части сухопутного фронта Севастопольской крепости были возведены два форта – Северный и Южный. Оба форта строились в 1914-1917 годах по проекту военного инженера генерал-майора В.Н. Полянского. Они построены применительно к местности, имеют в плане неправильную форму и примерно одинаковое устройство. Мы начнем наше путешествие с осмотра форта Северный, который находится в северной части горы Кефало-Вриси на высоте 212.1 метра над уровнем моря. Форт представляет замкнутую систему в виде полукруга вырубленных в скальных грунтах рвов, соединенных между собой бетонными штольнями. Глубина рвов достигает трех метров, а протяженность сооружения составляет два километра.
Восточный и западный рвы соединяет штольня. Она была сооружена и для укрытия от огнестрельного огня, и для быстрого перемещения по форту. Здесь были оборудованы места для ночлега (размещалось 240 коек), в стенах были вентиляционные отверстия, для дополнительного выхода наружу спроектированы шахты и лестницы. С западной стороны тоннель соединялся с командным пунктом. Также штольня предназначалась для хранения боеприпасов, размещения раненых и оказания им помощи.

Однако строительство фортов не завершилось. Наступил 1917 год, и революция не дала возможности осуществиться многим планам. В 1925 году была проложена дорога, обустроен водоем и инженерные коммуникации. В годы фашистской оккупации штольня использовалась как вражеский госпиталь. После войны на полигонах испытывали авиационные бомбы, а затем хранили боеприпасы и взрывчатые вещества. В наши дни форт находится в полуразрушенном состоянии, все металлические конструкции обрезаны, стены штольни расписаны граффити. Подземные помещения частично затопили грунтовые воды.
Тем не менее, с площадки, где планировалась установка орудий, открывается великолепный вид на Балаклавскую бухту и крепость Чембало. С другой стороны открывается отличный вид на Балаклаву, долину и Сапун-гору.

Время на просмотр: 60 мин.
Режим работы: круглосуточно.
Стоимость: бесплатно
2. Форт Южный
Мы продолжаем наше путешествие по фортификационным сооружениям Балаклавы и направляемся к горе Аскети. Здесь на высоте 361,2 метра над уровнем моря находится форт Южный. Укрепление представляло бетонные казематы, орудийные площадки и систему рвов глубиной 2–3 метра. Через равные промежутки были устроены лестницы шириной в 4,5 метра. Через каждые 30 метров сооружены ниши площадью 3 кв. метра. Сооружение было электрифицировано. Все бетонные поверхности выполнены под кладку диким камнем, а крышки вентиляционных шахт были отлиты из бронзы. Часть подземных помещений форта на сегодняшний день затоплена грунтовыми водами.
В начале ноября 1941 года в Балаклаве был сформирован сводный полк морской пехоты под командованием майора И. Г. Писарихина, до этого начальника морской пограничной школы в Балаклаве. 4 ноября 1941 года, в ходе ожесточённых боев морских пехотинцев ЧФ с противником, территория Южного форта несколько раз переходила из рук в руки, в результате чего немцы потеряли высоту 440,8, но сохранили за собой Южный форт, где прочно закрепились. После этого линия фронта под Балаклавой оставалась неизменной вплоть до 30 июня 1942 года, когда защитники Балаклавы по приказу отступили на мыс Херсонес.
Визитной карточкой Южного форта является сооружение из листовой брони, сохранившееся до нашего времени — «бочка смерти». Это, конечно, никакая не бочка, хоть и очень похожа на бочку издалека. Это высотный наблюдательный пост, заканчивающийся закруглением диаметром 1,8 метра и высотой 2 метра, который висит над обрывом южного склона горы Аскети. В «бочке» в стенах и полу оборудованы специальные прорези для установки в ней артиллерийского дальномера. Изначально таких «бочек» было две. Одна из них была сбита в период второй обороны города (1941–1942). Дальномер получил название «Бочка смерти» в 60-х годах прошлого столетия. Тогда широкое распространение получил исторический миф, согласно которому с этого места в 1941–1942 гг. немцы сбрасывали пленных матросов и красноармейцев. А севастопольский художник В. К. Коваленко, запечатлел эту мифологическую сцену в одной из своих картин.

Кроме уникальности самого сооружения, путешественников на оставляют равнодушными открывающиеся с горы виды. Здесь бескрайнее Черное море, мыс Айя, Балаклавская бухта и Балаклавская долина с её окрестностями.
Время на просмотр: 60 мин.
Режим работы: круглосуточно.
Стоимость: бесплатно
Продолжительность маршрута: 5-6 часов.
Сложность: маршрут средней сложности. До подъема на гору используется общественный транспорт или личный автомобиль. Далее пеший маршрут в течение 0,5-1 часа (в зависимости от вашей физической формы). Важно помнить о необходимости взять с собой питьевую воду, иметь головные уборы и иные средства защиты от солнца, удобную фиксирующую обувь без каблуков.
Состав маршрута
Показать на карте- Природные объекты
- 1Архитектурный объект
- Аудиогид

